Восточные танцы, танец живота.
Главная страница
Наш руководитель
Репертуар танцев
Восточные танцы
Наши выступления
Наши занятия
Семинары, мастер-классы
Контакты
О нашей школе

 

Статьи в разделе:

«Рожденная в танце», Венди Буонавентура
«Андалусийский стиль арабского танца», И.А. Половникова
«Tемная луна или черная роза?», Tribal bellydance от Ирины Шамс

 

Все танцы зарождаются в повседневной жизни, и в частности, происходят из нашей потребности в самовыражении и наполнении существования смыслом. Танец по своей природе служит одним из вернейших способов самоопьянения, имеющихся в нашем распоряжении, развития энергии наших тел и её последующего высвобождения. Доказательства этому можно найти в происхождении самого слова, звучащего примерно одинаково на разных языках. Слово «dance» (танец) происходит от санскритского танха, что значит «радость жизни», в то время как арабское слово ракс и турецкое раккасе происходят от ассирийского ракаду, что значит «праздновать».
Кроме празднования значительных событий, танец помогает нам избавиться от застоявшейся энергии, накопленной в течение дня, и способствует выражению нашей индивидуальности в социальной группе. Во все времена его использовали как средство исцеления и для привлечения партнёра…

            … Согласно греческому философу третьего века до н.э. Аристотелю, если правильно контролировать музыку и танцы они могут служить способом воспитания морали и эстетическим удовольствием высочайшего порядка…

            … Сейчас в арабском танце звон браслетов на запястьях и щиколотках, подвесок и вшитых в бахрому головных уборов монеток способствует созданию атмосферы праздника, в то время как традиция нашивать золотые и серебряные украшения на современный танцевальный костюм произошла от привычки танцовщиц носить на себе свой заработок. Так как у них не было места для хранения заработка, танцовщицы пришивали монетки к корсажам платьев, головным уборам и шалям, намотанным вокруг бедер. Другим способом вложения денег была покупка ювелирных украшений, которые можно было постоянно носить на себе…

            … Часто спрашивают: что такого особенного женщины находят в арабском танце? У каждой женщины свой ответ. Прежде всего, этим танцем могут заниматься все, независимо от возраста и типа фигуры.
Арабский танец привлекает и возможностью дать волю актрисе, которая есть в каждой из нас. Желание показать себя, похвастаться своим телом свойственно всем людям. В современной жизни все меньше возможностей удовлетворить это желание. Многие женщины любят носить яркую одежду, броские украшения и макияж – для самоуважения и для мужских глаз – но чувствуют, что это не уместно в сегодняшнем обществе. К тому же развлекать друг друга телесным самовыражением – занятие почти незнакомое большинству взрослых людей. После выхода из детского возраста тело начинает восприниматься как нечто низменное, что нужно маскировать. Выступления перед другими людьми – естественная часть арабского танца.  Самым страшным моментом на занятии для женщины обычно бывает тот, когда нужно выйти в круг и станцевать для всех. Но когда этот барьер преодолен, оказывается, что мы прошли огромный шаг на пути к уверенности в себе…

            … Арабский  танец, где традиционно признается прекрасной любая женская фигура, где утверждается чувственность женщины любого возраста, дает шанс пересмотреть восприятие себя в атмосфере поддержки, а не соревнования. Многие женщины нашли свободу в этом танце, сочетающем чувственное и поэтическое, земное и духовное.


АНДАЛУСИЙСКИЙ СТИЛЬ АРАБСКОГО ТАНЦА
Исторический очерк или гимн рукам женщины

       Андалусия – это южная часть Испании, которая в течение семи веков была оккупирована арабами, в результате произошло обогащение культур, и г. Кордова – столица Арабского калифата – стал позднее центром испано-арабской культуры. В VIII – XV вв. в Испании достигла расцвета арабская музыка, однако столь длительное существование арабской музыки на Пиренейском полуострове не ослабило самобытности испанской народной музыки.

Для русского человека испанская музыка – это, прежде всего, гитара, очень созвучная загадочной русской душе, и кастаньеты, ударные инструменты. Кастаньеты (от лат. Castanea – каштан) - это две пары чашеобразных деревянных пластин, издающих щелкающий звук. Техника игры на кастаньетах похожа на работу с сагатами (цимбалами) – маленькими арабскими «литаврами». Что дает право утверждать, что предшественником такого распространенного в любом оркестре инструмента, как кастаньеты, являются арабские сагаты (Кузнецов К.А. «Из истории испанской музыки»).
Многочисленные группы цыган, поселившихся в XV в. в Южной Испании, усилили ориентальный колорит музыки Андалусии. Частые ориентализмы в народной музыке Кастилии, Леона, Астурии – отчасти результат влияния византийской культовой музыки, привнесенной в начале V в. вестготами.
Пластика андалусийского стиля арабского танца – это безупречные линии и позы, и, прежде всего, изумительные по красоте руки. Руководитель одной из основных школ фламенко в Испании Кармен Кубилио утверждает, что руки женщины – это крылья птицы. Руки могут передать в танце всё: национальность, эпоху, характер (резкость, мягкость, напор, агрессию, отступление, скорбь, радость и т.д.).
Для танцовщиц не очень хорошо владеющих арабским языком андалусийский стиль просто находка, т.к. гитарная музыка понятна и доступна любому зрителю. Интересно, что испанское адажио, сапотео, эльвитои 4 испанские севильяны (которые исполняются на площади в Мадриде перед боем быков) легко накладываются на традиционные арабские ритмы Malfouf, Ayoub, Maksoum, их можно исполнять как на кастаньетах, так и на сагатах.
Такие близкие русскому слушателю гитаристы, как Пако де Лусия, Дидюля, В. Зинчук, да и просто музыка «Армик» легко сочетается с классическим bellydance, а именно андалусийским стилем арабского танца.
Цветовая гамма костюмов андалусийского танца представлена, как правило, черным, бордовым и красным цветами.

   

Tribal bellydance от Ирины Шамс

Tемная луна или черная роза?
В Древней Греции жрицы и танцовщицы храма Артемиды во время полнолуния танцевали в трансовом состоянии на четырех горных вершинах Эфеса, воздавая хвалу Всевышнему. Этот танец назывался чифтетелли (сейчас мы знаем такой ритм). Он был полон диких трясок и необузданных движений ритуала плодородия. Однако, как наступало время темной луны, танцовщицы, погружаясь в медитацию, снижали темп своих движений  и начинали медленно раскачиваться, изящно вращая бедрами. И их тело наполнялось примитивной земной силой.

Почему я называю трайбл русским стилем?
Этот "загадочный" танец (Russian Tribal) очень созвучен "загадочной" русской душе, которая все время в поиске нового, неизведанного, сокровенного...Потому что в отличае от bellydance с его жемчугами, бисером и блеском, в нем нет коммерции, в нем есть тайна. Человечество всегда интересовало все загадочное, мистическое, окутанное тайной. Таким завораживающим, захватывающим танцем, безусловно является трайбл.
Когда трансовый ритуал является частью театральной программы, исполнительница не может полностью отдаться танцу;  ей нужно удерживать часть своего сознания под контролем. Трансовый танец создан для того, чтоб чувствовать его изнутри, а не наблюдать снаружи, и многие исполнители считают, что ему вообще не место на сцене. В качестве представления может быть использована небольшая часть ритуала. Это урезанная версия стадий путешествия человека за пределы себя самого. Однако и этого «конспекта» достаточно, чтобы зритель почувствовал потрясающую энергию этого ритуала.
Движения Tribal, не смотря на их несомненные арабские корни, эклектичны. Сейчас, когда мы живем в эпоху Водолея, смешение культур и народов очень актуально. Смешением различных стилей танца и костюма стран Ближнего Востока и Северной Африки, и разных исторических периодов, занимались пионеры трайбла Джамила Салимптур и Кареолена Нерисио. В стиле трайбл можно увидеть одну исполнительницу в американском племенном стиле в египетской одежде оттоманского периода: накидка поверх расшитого монетами лифа и шаровары в сочетании с афганскими украшениями и алжирскими татуировками на лице, нарисованными карандашом для подведения глаз. Другая может быть одета в тунисский костюм, но ее репертуар может состоять из смеси танца живота и турецких, тунисских и ливанский народных танцев. Каждая исполнительница bellydance когда-нибудь спрашивала себя: почему я во всей своей женской красоте и божественности должна танцевать перед этими мужчинами, среди которых очень мало эстетов и ценителей танца, как искусства? Так зародился феминистский уклон Tribal bellydance. Основателем которого стала Каролена Нерисио, стиль стал настолько популярен, что захватил всю Америку от Аппачей до Аляски. Идея Женщины-Богини-матери всего сущего, вдохновила создателей стиля, т.к. в вечном «сражении» женщины и мужчины за права и равенство больше всего пострадала именно женщина-Богиня-мать (мечта, сказка, легенда).
Танец уравновешивающий энергию и свое «я»  с окружающим миром преследует своей целью гармонию и очищение внутреннего и внешнего пространства. Расслабляющее преимущество Tribal -  это чувство покоя и улучшение внимания, повторяющиеся колебательные и круговые движения напоминают танцевальную медитацию. Танцовщицы часто обнаруживают, что такой медленный, изящный танец проясняет рассудок, приводит к умственной релаксации. А медленно выполняемые движения лучше и глубже прорабатывают все группы мышц, наполняя их энергией, т.е., чем медленнее мы выполняем движение, тем оно качественнее. Более того, это приводит к полному исключению травмотичности, т.к. все движения трайбла основаны на инерции. Уникальное свойство Tribal bellydance в том, что в противоположность большинству западных видов танца, которые фокусируются на изменении расположения конечностей (балет, бальный танец т .д.) физический импульс во время исполнения танца в стиле Tribal исходит из центра тела, а сила движения, исходящая из центра тела, оказывает не только физическое влияние. Умение извлекать и контролировать эту мощь важно в психологическом смысле. Это дает нам уверенность, гордость, открывает суть проблемы, вот почему предыдущие физические практики не помогали,- центр не был использован.
Безусловно танец, как субстанция живая и все время видоизменяющаяся, не может прийти к нам из Америки и восприниматься нами в чистом виде, т.к. русские танцовщицы всегда славились своим академизмом, душевностью и творческим подходом к любому преображению. Трайбл -  в переводе с английского означает «племя», «стая»  и т.д., поэтому только вместе объединившись без конкурсной борьбы, ведущей к опустошению, мы, женщины, способны что-либо изменить в этом мире. Осознание этого должно окрылять и придавать силы слабому полу.
Сегодня, зажатые в рамки многочисленных конкурсов, танцовщицы думают: «…вот – это движение мне нравится, но оно не соответствует стилю моего «арабского» танца, нельзя взять, а жаль…». А в Tribal bellydance можно все!!! Творите! Прекрасна танцующая женщина!!!

 

---------


Hosted by uCoz